Wednesday, January 9, 2019

НАСТРОЙКА QOS НА MIKROTIK ДЛЯ ASTERISK

Итак, чтобы корректно настроить QoS (Quality of Service), нам необходимо предварительно произвести небольшие расчеты. Предположим, в нашем офисе находятся 30 телефонных аппаратов, работающих по протоколу SIP под управление IP – АТС Asterisk. Мы предполагаем, что для одного телефонного разговора нужно 100 кбит полосы (с оверхедами). Тем самым, для 30 аппаратов нам потребуется полоса в 3 мбит (up/down). Все наша VoIP – инфраструктура живет в отдельном VLAN`e с подсетью 192.168.3.0/24. Приступаем к настройке.
Всегда рекомендует выносить VoIP инфраструктуру (PBX, телефоны, шлюзы) в отдельную подсеть. Это позволит проще сегментировать трафик обычной сети передачи данных и чувствительный к задержкам VoIP.

НАСТРОЙКА НА MIKROTIK | МАРКИРОВКА ПАКЕТОВ

Настройки будем производить через утилиту управления Winbox. Открываем вкладку IP → Firewall и выбираем вкладку Mangle. Нажимаем на синий значок «+»:
Маркировка VoIP соединения Mikrotik
Отлично. Далее мы создаем маркировку для соединения, приходящих из подсети 192.168.3.0/24 и отправленных внутрь этой подсети. Начнем с первой задачи. Указываем:
  • Chain - выбираем здесь prerouting;
  • Src. Address - указываем нашу подсеть;
Тэги для трафик из подсети телефонов Asterisk на Mikrotik
Если ваши телефоны и IP – АТС Asterisk «живут» в той же подсети, что и рабочие станции (ПК), то укажите в качестве источника и назначения в маркировках IP – адрес Asterisk
Прыгаем на вкладку Action и указываем следующие параметры:
  • Action - мы делаем маркировку, поэтому выбираем mark connection;
  • New Connection Mark - маркируем как VoIP;
  • Passthrough - отмечаем галочкой;
Маркировка соединения в Mikrotik
Сохраняем изменения и нажимаем «ОК». Теперь нам необходимо сделать тоже самое, только на первом этапе, подсеть 192.168.3.0/24 мы укажем не в параметре Src. Address, а в Dst. Address. Все прочие опции делаем идентично проделанным шагам. В итоге у вас должно получиться вот так:
Mangle в Mikrotik
И добавляем финальный штрих к нашей конструкции – промаркируем пакеты, которые попадают под ранее созданные правила маркировки коннекций (соединений). Нажимаем на «+» и во вкладке General:
  • Chain - указываем prerouting;
  • Connection Mark - выбираем VoIP;
Mangle prerouting в Mikrotik
А во вкладке Action:
  • Action - делаем mark packet;
  • New Packet Mark - выбираем VoIP;
  • Passthrough снимаем галочку с чекбокса;
Нажимаем «ОК» и сохраняем. Итого у нас получается:
Приоритизация VoIP трафика в Mikrotik

ПРИОРИТЕТЫ И ВЫДЕЛЕНИЕ ПОЛОСЫ ПРОПУСКАНИЯ

На текущем этапе мы достаточно точно можем отделить VoIP – трафик от любого другого. Поэтому, создадим очередь обслуживания. Для этого, переходим в раздел Queues и нажимаем «+»:
Создание очереди в Mikrotik
Работаем со следующими параметрами:
  • Name - даем имя очереди - VoIP queue;
  • Target - укажите 0.0.0.0/0. Мы парсим данные на Mikrotik по маркированным пакета;
  • Max Limit - снимаем галочку с чекбокса;
    • Target Upload - 3M, как и говорили в начале статье;
    • Target Download - 3M, как и говорили в начале статье :);
    Лимит для полосы пропускания в Mikrotik
Двигаем во вкладку Advanced:
  • Marks - выбираем из выпадающего списка VoIP;
  • Priority - выбираем для UP/DOWN 1 приоритет;
Первый приоритет для трафика в Mikrotik
Теперь необходимо сделать очередь для остального трафика:
  • Name - даем имя очереди - Other traffic;
  • Target - указываем сеть, в которой живут наши рабочие станции (ПК) - в нашем случае 192.168.2.0/24;
  • Max Limit
    • Target Upload - 30M в нашем случае;
    • Target Download - 30M;
Трафик сети передачи QoS Mikrotik
Прыгаем на вкладку Advanced:
  • Marks - выбираем no-mark, так как нас интересуют пакеты без маркировки;
  • Priority - выбираем 8 приоритет;
Трафик сети передачи QoS Mikrotik

ТЕСТИРОВАНИЕ
Проверяем. В очереди, переходим во вкладку Traffic в настройках VoIP очереди, делаем звонок и видим его график:
Приоритет для обычного Mikrotik

No comments: